3 – 9 июня Всероссийская неделя сохранения здоровья детей
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, давно уже стала актуальной темой. Формирование ЗОЖ учащихся становится одним из приоритетных направлений воспитательного процесса общеобразовательной школы. ЗОЖ—это модель, которую получает конкретную реализацию в здоровом стиле жизни. Иначе говоря, здоровый стиль жизни представляет собой личностный срез ЗОЖ, его индивидуализированный подход. В то же время уровень образа жизни зависят от микросреды и индивидуальных особенностей личности, которые включают специфику жизненного пути, конкретных условий и обстоятельств становления человека как личности.
Микросоциальные факторы: семья, школа, среда общения крайне значимы.
На стадии первичной социализации решающее значение оказывает семья: там формируется первоначальное индивидуальное отношение к объектам и явлениям жизни, приобретаются гигиенические навыки, устойчивые поведенческие стереотипы. В семье дети усваивают ведущие ценностные ориентации, предпочитаемые формы проведения досуга, приучаются к определенным временным режимам, копируют стиль общения и манеру поведения взрослых. Так, подражание значимым взрослым, как показали социологические исследования, являются основной причиной курения подростков: почти у всех куривших имели эту привычку отцы, у девочек— матери. Имеются данные, что если курят оба родителя, то начинают курить 43 % сыновей и 37 % дочерей. Но влияние семьи в данном случае не ограничивается копированием стилевых особенностей и частичным воспроизведением жизненных сценариев родителей, оно масштабнее. Здоровый стиль жизни—это атрибут здоровой (цельной, социально и психологически зрелой, внутренне свободной, активной) личности, которая вырастает в благополучной семье с адекватным стилем детско-родительских отношений. В семьях с отношениями, отклоняющимися в одну из сторон: диктат со стороны родителей, гиперопека, попустительство, отчуждение— вырастают дети с неадекватной самооценкой, со всевозможными комплексами, мотивированные на избежание неудачи, а не на достижение результата, лишенные оптимизма, т.е. с различными внутриличностными барьерами, препятствующими здоровой жизнедеятельности. Следовательно, определяя условия формирования здорового стиля жизни младших школьников, внимание педагога должно концентрироваться на работе с семьей: коррекции неблагоприятной направленности семьи, деформации в стилях семейного воспитания; повышении уровня педагогической культуры родителей и их осведомленности в вопросах гигиенического воспитания.
В отрочестве усвоение форм и способов жизнедеятельности, благоприятствующих или наносящих вред здоровью, в значительной степени обусловлено средой общения. Подражание сверстникам достигает в этом возрасте апогея: подростки, как правило, хотят делать то, что делают их приятели. Поэтому так важно, чтобы в качестве референтной группы за образец выступала группа с устоявшимися ценностями, насыщенной духовной жизнью, способная удовлетворить разносторонние культурные потребности личности. Это могут быть спортивная команда, творческий коллектив, а наиболее оптимально—школьный коллектив.
Так же очень важно занимать детей физической активностью: дети
сохраняют и укрепляют здоровье, развивают двигательные качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость), помогают овладеть навыками бега, плавания, передвижения на лыжах, повышают адаптационные возможности и работоспособность. Использование в процессе занятий доступных для каждого ребенка школьного возраста физических нагрузок и закаливающих процедур отражает оздоровительную направленность физического воспитания. Оптимальная физическая нагрузка обеспечивает максимальный эффект. Физические упражнения оказывают общее и специфическое воздействие на организм детей. Общий эффект проявляется повышением работоспособности и устойчивости по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды (стрессу, низкой или высокой температуре, гипоксии, радиации, инфекции и т.д.). Необходимо отметить, что эффект общего и специфического воздействия обусловлен не только характером, объемом и интенсивностью физических нагрузок, но и возрастно-половыми и индивидуальными морфофункциональными особенностями детей. Физкультурную двигательную деятельность характеризуют: 1) время, затраченное на занятия физическими упражнениями; 2) виды физических упражнений; 3) интенсивность нагрузки.
Так же важно вести правильный режим питания детей
Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и развитие обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще должны быть приемы пищи. В дошкольном возрасте прием пищи должен производится каждые 2-3 часа и не менее 5 раз в сутки. В количественном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределиться примерно следующим образом: завтрак 20— 25%, второй завтрак 15%, обед 25—30%, полдник 15% и ужин 20—25% суточной калорийности.
Закаливание детей и подростков проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.д.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд
условий: учитывать индивидуальные особенности, состояние здоровья, возраст, пол и физическое развитие; использовать комплексы закаливающих процедур, то есть применять разнообразные формы и средства (воздух, вода, солнце и др.); сочетать общие и локальные воздействия.
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные
ванны), вода (души, ванны, полоскание горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте.
Лучше начинать летом или осенью Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями. Резюмируя все вышесказанное хочу сказать, что дети—это наше подрастающее поколение и оно должно быль здоровым как физически, так и ментально! Поэтому очень важно родителям каждый день внедрять в жизнь все аспекты ЗОЖ.
И конечно же очень важно своевременно проверять состояние вашего здоровья и здоровья ваших детей посредством профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, давно уже стала актуальной темой. Формирование ЗОЖ учащихся становится одним из приоритетных направлений воспитательного процесса общеобразовательной школы. ЗОЖ—это модель, которую получает конкретную реализацию в здоровом стиле жизни. Иначе говоря, здоровый стиль жизни представляет собой личностный срез ЗОЖ, его индивидуализированный подход. В то же время уровень образа жизни зависят от микросреды и индивидуальных особенностей личности, которые включают специфику жизненного пути, конкретных условий и обстоятельств становления человека как личности.
Микросоциальные факторы: семья, школа, среда общения крайне значимы.
На стадии первичной социализации решающее значение оказывает семья: там формируется первоначальное индивидуальное отношение к объектам и явлениям жизни, приобретаются гигиенические навыки, устойчивые поведенческие стереотипы. В семье дети усваивают ведущие ценностные ориентации, предпочитаемые формы проведения досуга, приучаются к определенным временным режимам, копируют стиль общения и манеру поведения взрослых. Так, подражание значимым взрослым, как показали социологические исследования, являются основной причиной курения подростков: почти у всех куривших имели эту привычку отцы, у девочек— матери. Имеются данные, что если курят оба родителя, то начинают курить 43 % сыновей и 37 % дочерей. Но влияние семьи в данном случае не ограничивается копированием стилевых особенностей и частичным воспроизведением жизненных сценариев родителей, оно масштабнее. Здоровый стиль жизни—это атрибут здоровой (цельной, социально и психологически зрелой, внутренне свободной, активной) личности, которая вырастает в благополучной семье с адекватным стилем детско-родительских отношений. В семьях с отношениями, отклоняющимися в одну из сторон: диктат со стороны родителей, гиперопека, попустительство, отчуждение— вырастают дети с неадекватной самооценкой, со всевозможными комплексами, мотивированные на избежание неудачи, а не на достижение результата, лишенные оптимизма, т.е. с различными внутриличностными барьерами, препятствующими здоровой жизнедеятельности. Следовательно, определяя условия формирования здорового стиля жизни младших школьников, внимание педагога должно концентрироваться на работе с семьей: коррекции неблагоприятной направленности семьи, деформации в стилях семейного воспитания; повышении уровня педагогической культуры родителей и их осведомленности в вопросах гигиенического воспитания.
В отрочестве усвоение форм и способов жизнедеятельности, благоприятствующих или наносящих вред здоровью, в значительной степени обусловлено средой общения. Подражание сверстникам достигает в этом возрасте апогея: подростки, как правило, хотят делать то, что делают их приятели. Поэтому так важно, чтобы в качестве референтной группы за образец выступала группа с устоявшимися ценностями, насыщенной духовной жизнью, способная удовлетворить разносторонние культурные потребности личности. Это могут быть спортивная команда, творческий коллектив, а наиболее оптимально—школьный коллектив.
Так же очень важно занимать детей физической активностью: дети
сохраняют и укрепляют здоровье, развивают двигательные качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость), помогают овладеть навыками бега, плавания, передвижения на лыжах, повышают адаптационные возможности и работоспособность. Использование в процессе занятий доступных для каждого ребенка школьного возраста физических нагрузок и закаливающих процедур отражает оздоровительную направленность физического воспитания. Оптимальная физическая нагрузка обеспечивает максимальный эффект. Физические упражнения оказывают общее и специфическое воздействие на организм детей. Общий эффект проявляется повышением работоспособности и устойчивости по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды (стрессу, низкой или высокой температуре, гипоксии, радиации, инфекции и т.д.). Необходимо отметить, что эффект общего и специфического воздействия обусловлен не только характером, объемом и интенсивностью физических нагрузок, но и возрастно-половыми и индивидуальными морфофункциональными особенностями детей. Физкультурную двигательную деятельность характеризуют: 1) время, затраченное на занятия физическими упражнениями; 2) виды физических упражнений; 3) интенсивность нагрузки.
Так же важно вести правильный режим питания детей
Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и развитие обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще должны быть приемы пищи. В дошкольном возрасте прием пищи должен производится каждые 2-3 часа и не менее 5 раз в сутки. В количественном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределиться примерно следующим образом: завтрак 20— 25%, второй завтрак 15%, обед 25—30%, полдник 15% и ужин 20—25% суточной калорийности.
Закаливание детей и подростков проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.д.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд
условий: учитывать индивидуальные особенности, состояние здоровья, возраст, пол и физическое развитие; использовать комплексы закаливающих процедур, то есть применять разнообразные формы и средства (воздух, вода, солнце и др.); сочетать общие и локальные воздействия.
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные
ванны), вода (души, ванны, полоскание горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте.
Лучше начинать летом или осенью Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями. Резюмируя все вышесказанное хочу сказать, что дети—это наше подрастающее поколение и оно должно быль здоровым как физически, так и ментально! Поэтому очень важно родителям каждый день внедрять в жизнь все аспекты ЗОЖ.
И конечно же очень важно своевременно проверять состояние вашего здоровья и здоровья ваших детей посредством профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Источник: https://vk.com/wall-203553687_2131
Пост №27229, опубликован 3 июн 2024