#РецептыЗдоровья 16 критериев психического здоровья 🙌
Как оценить собственное психическое здоровье? Американский психотерапевт Нэнси Мак-Вильямс выделила критерии, которые помогут в самостоятельной диагностики. Первые три элемента психического здоровья, как считает Мак-Вильямс, являются основополагающими. Большинство людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, имеют проблемы хотя бы по одному из них.
1⃣ Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнёрской любви между мужчиной и женщиной.
2⃣ Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что-то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.
3⃣ Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Сюда же можно отнести и способность наслаждаться символами культуры — литературой, кино — как символами, обобщающими и опосредующими опыт.
4⃣ Способность организовывать безопасные отношения. Нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. К сожалению, нарушения привязанности — распространённое явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить.
5⃣ Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается её недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию всё-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.
6⃣ Постоянство себя и способность оставаться целостным. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими; как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это способность учитывать и интегрировать всё, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и т. п.
7⃣ Способность восстанавливаться после стресса, или сила Эго (имеется ввиду сознательная часть нашей личности — то, про что мы говорим «Я»). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.
8⃣ Реалистичная и надёжная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жёстко оценивают себя, обладают завышенными и ранящими требованиями к себе. Возможна и обратная ситуация — наоборот, необоснованно завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь всё самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишённая в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.
9⃣ Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В XIX веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьёзная проблема, связанная с непониманием, «нечувствованием» человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.
🔟 Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
1⃣1⃣ Рефлексия, способность посмотреть на себя со стороны. Способность оставаться эго-дистонным (сохранение способности ставить под сомнение свои мысли, чувства и интерпретации, уметь отойти от них, не считать их единственной точкой отсчёта), посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить её, максимально эффективно помогая себе.
1⃣2⃣ Дифференцированность, отделённость от других. Обладая этой способностью, люди способны понять, что другие — это отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.
1⃣3⃣ Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании. Это означает, что мы умеем обращаться с собой очень разными способами, эффективными, т. к. мы применяем их уместно ситуации. Поэтому где-то мы сублимируем, где-то изолируемся от происходящего, а где-то применяем интеллектуализацию.
1⃣4⃣ Баланс между тем, что я делаю для себя, и что — для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнёра, с которым есть отношения.
1⃣5⃣ Чувство витальности/ощущение себя живым. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникотт писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.
1⃣6⃣ Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.
Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. В самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии.
#Здоровье #Медицина #ЭлисаСочи #ЛабораторияСочи #МедицинскийЦентрСочи #ВрачСочи #МедицинаСочи #АнализыСочи #НовостиСочи #КлиникаСочи #РецептыЗдоровья@elisasochi
Как оценить собственное психическое здоровье? Американский психотерапевт Нэнси Мак-Вильямс выделила критерии, которые помогут в самостоятельной диагностики. Первые три элемента психического здоровья, как считает Мак-Вильямс, являются основополагающими. Большинство людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, имеют проблемы хотя бы по одному из них.
1⃣ Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнёрской любви между мужчиной и женщиной.
2⃣ Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что-то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.
3⃣ Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Сюда же можно отнести и способность наслаждаться символами культуры — литературой, кино — как символами, обобщающими и опосредующими опыт.
4⃣ Способность организовывать безопасные отношения. Нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. К сожалению, нарушения привязанности — распространённое явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить.
5⃣ Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается её недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию всё-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.
6⃣ Постоянство себя и способность оставаться целостным. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими; как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это способность учитывать и интегрировать всё, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и т. п.
7⃣ Способность восстанавливаться после стресса, или сила Эго (имеется ввиду сознательная часть нашей личности — то, про что мы говорим «Я»). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.
8⃣ Реалистичная и надёжная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жёстко оценивают себя, обладают завышенными и ранящими требованиями к себе. Возможна и обратная ситуация — наоборот, необоснованно завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь всё самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишённая в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.
9⃣ Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В XIX веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьёзная проблема, связанная с непониманием, «нечувствованием» человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.
🔟 Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
1⃣1⃣ Рефлексия, способность посмотреть на себя со стороны. Способность оставаться эго-дистонным (сохранение способности ставить под сомнение свои мысли, чувства и интерпретации, уметь отойти от них, не считать их единственной точкой отсчёта), посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить её, максимально эффективно помогая себе.
1⃣2⃣ Дифференцированность, отделённость от других. Обладая этой способностью, люди способны понять, что другие — это отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.
1⃣3⃣ Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании. Это означает, что мы умеем обращаться с собой очень разными способами, эффективными, т. к. мы применяем их уместно ситуации. Поэтому где-то мы сублимируем, где-то изолируемся от происходящего, а где-то применяем интеллектуализацию.
1⃣4⃣ Баланс между тем, что я делаю для себя, и что — для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнёра, с которым есть отношения.
1⃣5⃣ Чувство витальности/ощущение себя живым. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникотт писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.
1⃣6⃣ Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.
Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. В самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии.
#Здоровье #Медицина #ЭлисаСочи #ЛабораторияСочи #МедицинскийЦентрСочи #ВрачСочи #МедицинаСочи #АнализыСочи #НовостиСочи #КлиникаСочи #РецептыЗдоровья@elisasochi
Источник: https://vk.com/wall-88285113_4380
Пост №25359, опубликован 24 мар 2024